Страница 1 из 2

Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 11:12
Mrak
Кто чо думает о написанном? 8)
Перевод одной из глав книги Марка Циммермана «101 Harley-Davidson Twin Cam Performance Projects».
Все любят красить, полировать, покрывать порошком и хромировать различные уголочки и кусочки мотоцикла, которые в итоге складываются в наши харлеи. Но, внимание, вопрос: кто-нибудь задумывался, как все эти прихорашивания, полировка и другие действия сказываются на наших сногсшибательных деталях? Дайте-ка я объясню: некоторые части мотоцикла являются генераторами тепла. Наиболее очевидные — тормоза и двигатель. Да, они и должны нагреваться в силу специфики работы, но излишки тепла необходимо рассеять, иначе, компонент будет перегрет. В случае с двигателем, перегрев приводит к падению мощности, потом масло теряет свои свойства, а если перегрев продолжается, двигатель получает механические повреждения. Перегрев тормозов ведет к их вялой работе, малость испачканным подштаникам и возможной аварии.
Двигатели TwinCam — воздушного охлаждения, поэтому цилиндры снабжены ребрами охлаждения. Ребра выступают проводниками, отводя тепло от цилиндров в окружающую среду, а также, увеличивают площадь поверхности отдачи тепла, потому что без ребер она была бы малой. Часть тепла из камеры сгорания переходит в ребра и рассеивается в воздухе, часть тепла рассеивается, переходя в окружающие части, например, картер и внешние крышки двигателя. Такая картина верна для неподвижного мотоцикла. Конечно, некоторая часть тепла уносится маслом и уходит в окружающий воздух через поверхность маслобака. Тормозные суппорта также охлаждаются потоком воздуха. Поток воздуха не так велик, как для двигателя, но тормоза производят не так много тепла, так что этого хватает.
Цель воздушного охлаждения — передать как можно больше тепла в окружающую атмосферу, специальная обработка поверхности, в нашем случае специальное покрытие, помогает в этом. Поверхность, покрытая правильным материалом, отдает тепло лучше, а если покрытие неправильное — охлаждение ухудшится, иногда до такой степени, что будет перегрев.
На мотоциклах применяются три самых популярных варианта покрытия: окрашивание, хромирование и покрытие порошком. Все три способа работают, но только в правильных местах. Проблема как раз и кроется в этих «правильных местах».
Лучший вариант для теплопередачи — грубая, необработанная поверхность безо всякой краски. Необработанное литье обладает большим количеством мелких впадинок и выступов, которые увеличивают площадь детали. Именно поэтому старые цилиндры, головы и картеры либо не красили, оставляя шершавое литье, либо красили в глянцевый черный. Черная краска, как глянцевая так и полуглянцевая, одинаково хорошо отводит тепло, именно поэтому она всегда была популярна и использовалась для двигателей и тормозных суппортов. Более светлые цвета работают не так хорошо, однако, многие компании, в т.ч. и Motor Company, использовали различные вариации серого и серебристого цветов для покраски моторов. Но, эти краски готовились специальным образом, чтобы выдерживать высокие температуры и помогать отводить тепло. В некоторых случаях для защиты полированной поверхности применяли лаковое покрытие.
Хромирование поверхности, призванной рассеивать тепло — плохая идея. Покрытие изолирует поверхность, ухудшая теплоотвод, поэтому самое главное правило — никогда не хромировать то, что может быть источником тепла: цилиндры, головы, тормозные суппорта и картеры. По той же причине мне не нравятся хромированные маслобаки, но бак имеет достаточно большую площадь поверхности, поэтому покрытие хромом может быть не критично.
Хром служит источником проблем и в других областях: если не вникать в химию, можно сказать что процесс хромирования может изменить природу металла, на который он наносится. Если процесс хромирования идет неверно с деталью, которая для этого никогда не предназначалась, вы можете (акцент на «можете») столкнуться с процессом hydrogen embrittlement или «водородная хрупкость» — металл под воздействием водорода становится хрупким и ломким. Невелика беда, если ваша хромулька для лампочек поломается через несколько месяцев, но если хромированная рама вдруг разделится на несколько частей, это точно «сделает ваш день». Если вам непременно нужна сияющая рама, воспользуйтесь никелированием, будет выглядеть ничуть не хуже.
Алюминиевые части хромировать можно, но по моему опыту, хром держится не очень хорошо. Если нужно придать детали блеск, отполируйте ее и покройте прозрачным лаком. Так, собственно, и делают Харли и почти все остальные производители. Или сделайте то же, что делают большинство из нас: полируйте каждый раз, как деталь мутнеет.
Итог по хромированию: не надо покрывать хромом важные компоненты двигателя, особенно активно рассеивающие тепло, и детали, которые никогда не предназначались для этого, например, раму. Также я настоятельно рекомендую не хромировать тормозные суппорта. Если вы хотите чтобы они сияли — купите полированные.
Покраска порошком — это процесс распыления мелких гранул на разогретый и электрически заряженный металл. Металл разогревается примерно до 316 ºС (600F) и с помощью покрасочного пистолета распыляется порошок. Гранулы и пистолет тоже поляризованы, поэтому частицы порошка и металл притягиваются. Это улучшает адгезию и вся окрашиваемая поверхность покрывается порошком. При попадании на металл гранулы прилипают, плавятся и покрывают всю поверхность, а в процессе охлаждения запекаются в единую поверхность, устойчивую к большей части повреждений.
Но порошковая покраска не лишена недостатков: высокие температуры исключают покрытие участков пайки и тонкостенных деталей, выбор цветов ограничен. Покрытие порошком прекрасно подходит для рам и похожих структурных элементов, но иногда выглядит слишком грубо для косметических деталей. Также могут быть проблемы с очень горячими деталями, такими как выхлопные трубы. Если вам нужен выхлоп в цвете, попробуйте керамическое покрытие или проверенную высокотемпературную краску.
Также, хочу вас предостеречь от порошкового покрытия цилиндров и голов двигателя. Структура покрытия создает слой, склонный задерживать тепло внутри, так что лучше использовать порошок для рам и других не горячих частей мотоцикла.
Пока мы рассматривали только наружное применение всех видов покрытия, однако, оно применяется и для внутренних деталей. Несколько лет назад Харли начали покрывали юбки поршней антифрикционным составом, который увеличивал ресурс детали и продлевал жизнь цилиндрам. Это хорошее нововведение, которое говорит о том, какое внимание на заводе уделяют теплоотводу.
Говорят, одежда делает человека и я полагаю, мотоциклы тоже к этому относятся. Помните, что неправильное покрытие деталей мотоцикла может иногда приводить к поломкам.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 12:11
Бари бабтист
Я щитаю загоняться и лезть в дебри не стоит. А то на радостях ща начнем с рокербоксов хром болгаркой убирать) Надо ездить, своевременно обслуживать и ремонтировать, когда ломается.
Вот статья понравилась http://oppozit.ru/article94035.html чувак ездит и не забивает голову умными книжками :mrgreen:

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 12:31
Alex_Ch
А эти детали видно при хорошем пробеге, с них что краска, что хром слезают, да еще и коррозия под слоем.
Тут же еще другой вопрос стоит. Хрома у нас нет нормального в Москве. Для порошка деталь надо в ванну гальваническую ставить, чтобы обезжирить, это если технологию полностью соблюдать.
Понятно, что лучше снять покрытие и отполировать всю деталь или отшлифовать, только она же моментально начнет корродировать.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 12:47
Litleman
на такие темы по трезвому общаться противопоказанно :mrgreen:

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 13:03
Mrak
Бари бабтист писал(а):Я щитаю загоняться и лезть в дебри не стоит. А то на радостях ща начнем с рокербоксов хром болгаркой убирать) Надо ездить, своевременно обслуживать и ремонтировать, когда ломается.
Вот статья понравилась http://oppozit.ru/article94035.html чувак ездит и не забивает голову умными книжками :mrgreen:
рокербоксы - это только верхушка головы, не думаю что МоКо совсем олени и поставили в серию хромучие крышки голов и суппорта

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 14:01
Alex_Ch
Mrak писал(а):
Бари бабтист писал(а):Я щитаю загоняться и лезть в дебри не стоит. А то на радостях ща начнем с рокербоксов хром болгаркой убирать) Надо ездить, своевременно обслуживать и ремонтировать, когда ломается.
Вот статья понравилась http://oppozit.ru/article94035.html чувак ездит и не забивает голову умными книжками :mrgreen:
рокербоксы - это только верхушка головы, не думаю что МоКо совсем олени и поставили в серию хромучие крышки голов и суппорта
Да тут скорее по другому. Если хром ободрать, который отслоился и ободрался, то из чего рокербоксы сделаны и накладки гидриков? Если их ободрать и отпескоструить -они дальше будут корродировать от температуры и внешней среды или нет? И если их покрывать сверху, то каким лаком и краской? А также стаканы вилки и прочий мешок хромированной мишуры, который висит вокруг мотора и коробки. Для многих вопрос экономии играет первую роль, как это не печально.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 14:04
Бари бабтист
Mrak писал(а):
Бари бабтист писал(а):Я щитаю загоняться и лезть в дебри не стоит. А то на радостях ща начнем с рокербоксов хром болгаркой убирать) Надо ездить, своевременно обслуживать и ремонтировать, когда ломается.
Вот статья понравилась http://oppozit.ru/article94035.html чувак ездит и не забивает голову умными книжками :mrgreen:
рокербоксы - это только верхушка головы, не думаю что МоКо совсем олени и поставили в серию хромучие крышки голов и суппорта
http://www.ebay.com/itm/MULTIPLE-SKULLS ... 44&vxp=mtr
Вот такие штуки всегда хотел поставить и всегда на них денег жалко. Интересно они ухудшат охлаждение?
Еще интересно накладки за задний цилиндр туринга (не помню как называется, чтоб яйца не зажарились) ухудшает охлаждение?
И еще интересно охлаждение мотора, если стоят валенки.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 14:11
Dragon
Бари бабтист писал(а):
Mrak писал(а):
Бари бабтист писал(а):Я щитаю загоняться и лезть в дебри не стоит. А то на радостях ща начнем с рокербоксов хром болгаркой убирать) Надо ездить, своевременно обслуживать и ремонтировать, когда ломается.
Вот статья понравилась http://oppozit.ru/article94035.html чувак ездит и не забивает голову умными книжками :mrgreen:
рокербоксы - это только верхушка головы, не думаю что МоКо совсем олени и поставили в серию хромучие крышки голов и суппорта
http://www.ebay.com/itm/MULTIPLE-SKULLS ... 44&vxp=mtr
Вот такие штуки всегда хотел поставить и всегда на них денег жалко. Интересно они ухудшат охлаждение?
Еще интересно накладки за задний цилиндр туринга (не помню как называется, чтоб яйца не зажарились) ухудшает охлаждение?
И еще интересно охлаждение мотора, если стоят валенки.
по сравнению с простыми хромированными улучшат.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 23:02
PlasmaNaut
Mrak писал(а):Покраска порошком — это процесс распыления мелких гранул на разогретый и электрически заряженный металл. Металл разогревается примерно до 316 ºС (600F) и с помощью покрасочного пистолета распыляется порошок. Гранулы и пистолет тоже поляризованы, поэтому частицы порошка и металл притягиваются.
Хуета. Сначала распыляется порошок (да, он заряжается при распылении, отчего прилипает), потом деталь "запекается" при температуре 175-190 градусов Цельсия. Технология во многом схожа с технологией печати в лазерных принтерах.
Mrak писал(а):Если вам непременно нужна сияющая рама, воспользуйтесь никелированием, будет выглядеть ничуть не хуже.
Это очень смешная шутка, помню, когда первый раз прочитал, даже не дошло.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 23:38
Mrak
А чо у него наоборот написано?))

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 23:42
Alex_Ch
Mrak писал(а):А чо у него наоборот написано?))
Про никелирование. Очень хлипкое покрытие. А вот про порошок - правильно написано. То, о чем говорит Макс, это чисто российская технология, крайне кривая и непонятная.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 04 фев 2015, 23:45
Mrak
я про никелирование знаю только то что было в сериале про оранж кантри чопперз)))

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 00:23
Alex_Ch
Mrak писал(а):я про никелирование знаю только то что было в сериале про оранж кантри чопперз)))
- это нормально, нельзя быть специалистом во всем. Статья правильная!!
Любая гальваника невозможна там, где есть сварной шов. Если сварка не лазерная, а она пошла только несколько лет, то структура металла на сварном шве иная, в т.ч. она и пористая, после гальваники, где кислота или щелочь сварной шов ничем не промоешь, корродирует очень быстро. Рама сварная.. Да и не только рама. Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там. Тонкостей много, сталкиваешься когда с нимим работаешь.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 01:09
Mike Dream
Вот видюшка по поводу грамотной порошковой окраски - действительно, порошок наносят на разогретую поверхность.

http://youtu.be/qqmWm2f8A08

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 12:32
PlasmaNaut
Alex_Ch писал(а):Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там.
ну да, десятилетиями живет, будучи правильно наложенным через медь и никель...
Alex_Ch писал(а):Если сварка не лазерная, а она пошла только несколько лет, то структура металла на сварном шве иная, в т.ч. она и пористая, после гальваники, где кислота или щелочь сварной шов ничем не промоешь,
в качестве примера можно взять, например дуги - они хромированные и имеют грубые швы в месте крепления крепежных ушей к трубе. Как-то ничего там на шве не отваливается и не ржавеет...

Mike Dream
в этом видео чувак рассказывает о покраске, как он ее увидел. В реале, да, перед покраской детали обжигают, чтобы очистить, но порошок наносится на деталь при температуре ниже его плавления. Стальные детали, еще и не грунтуют, как в видео, а фосфатируют.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 14:14
Mrak
Alex_Ch писал(а): Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там. Тонкостей много, сталкиваешься когда с нимим работаешь.
так это, оригинальные железяки от мотора в большинстве своем люминь, нет разве? и хром там живет долго
афтар скорей всего имел ввиду колхоз-хромирование у Джонни на соседней ферме

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 14:26
PlasmaNaut
Mrak
практика показывает, что "колхозники" зачастую хромируют лучше, соблюдая полный техпроцесс, а подрядчики МОКО так же зачастую могут и лажануть - примеров хватает, к сожалению.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:16
Alex_Ch
Mrak писал(а):
Alex_Ch писал(а): Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там. Тонкостей много, сталкиваешься когда с нимим работаешь.
так это, оригинальные железяки от мотора в большинстве своем люминь, нет разве? и хром там живет долго
афтар скорей всего имел ввиду колхоз-хромирование у Джонни на соседней ферме
Что-то люминь, что-то силюминь.. причем хромированное и то, и то.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:24
Alex_Ch
PlasmaNaut писал(а):
Alex_Ch писал(а):Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там.
ну да, десятилетиями живет, будучи правильно наложенным через медь и никель...
Alex_Ch писал(а):Если сварка не лазерная, а она пошла только несколько лет, то структура металла на сварном шве иная, в т.ч. она и пористая, после гальваники, где кислота или щелочь сварной шов ничем не промоешь,
в качестве примера можно взять, например дуги - они хромированные и имеют грубые швы в месте крепления крепежных ушей к трубе. Как-то ничего там на шве не отваливается и не ржавеет...

Mike Dream
в этом видео чувак рассказывает о покраске, как он ее увидел. В реале, да, перед покраской детали обжигают, чтобы очистить, но порошок наносится на деталь при температуре ниже его плавления. Стальные детали, еще и не грунтуют, как в видео, а фосфатируют.
Да не живет оно десятилетиями при наличии тепла, вибрации и внешней среды. А то идиоты анодировать стали аллюминий разными цветами, когда хром есть. Плохо медь ложиться, высокие требования к чистоте и качеству электролита, про остальное писать не буду.
Про дуги - и что, ни у кого хром чулком слезать не стал по сварным швам? Или их поменяли на посвежее перед продажей или вообще снимают, не так ли?

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:30
Sokos
Alex_Ch писал(а): Про дуги - и что, ни у кого хром чулком слезать не стал по сварным швам?
Езжу много и в дождь и в мороз и в грязь....ни разу на сварных швах дуг,хром не слез......

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:33
Alex_Ch
Mrak писал(а):
Alex_Ch писал(а): Ну и ещё, хром на алюминиевой поверхности - это от лукавого, не жилец он там. Тонкостей много, сталкиваешься когда с нимим работаешь.
так это, оригинальные железяки от мотора в большинстве своем люминь, нет разве? и хром там живет долго
афтар скорей всего имел ввиду колхоз-хромирование у Джонни на соседней ферме
На моторе да. А вот рокербоксы ОЕМ и корпуса гидриков - мне самому интересно услышать из чего. Больше похоже на порошковую металлургию.

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:34
Alex_Ch
Sokos писал(а):
Alex_Ch писал(а): Про дуги - и что, ни у кого хром чулком слезать не стал по сварным швам?
Езжу много и в дождь и в мороз и в грязь....ни разу на сварных швах дуг,хром не слез......
Вов, 10 лет на одних дугах?

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:40
Sokos
Alex_Ch писал(а):
Sokos писал(а):
Alex_Ch писал(а): Про дуги - и что, ни у кого хром чулком слезать не стал по сварным швам?
Езжу много и в дождь и в мороз и в грязь....ни разу на сварных швах дуг,хром не слез......
Вов, 10 лет на одних дугах?
3 сезона на одном моте и три сезона на другом......пробег очень впечатляющий.....моты где только не побывали,в разных местах и разных погодных условиях.....в 2009 году например,26 декабря мой вояж из Владимира до Нижнего и обратно на Электре.....

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:49
Alex_Ch
Вов, пробег тут может идти только со временем. Ресурс покрытия 7-8 лет, дальше, как повезет - это при отсутствии внешних повреждений (сколов и прочего).
МОКовское оборудование - выше всяких похвал, но ты же людей оттуда не исключишь..

Re: Покрытие деталей и их тепловыделение (обсудить)

Добавлено: 05 фев 2015, 17:50
PlasmaNaut
Alex_Ch писал(а):Больше похоже на порошковую металлургию.
да я тебя умоляю - обычный литьевой алюминиевый сплав. При правильном процессе хром на 356.0 (самый распространенный сплав, из которого льют, аналог нашего АЛ9) ложится только в путь и держится прочно. Я тебя сильно удивлю, сказав, что в некоторых сферах хромом покрывают цилиндры и поршни в ДВС для снижения трения и продления ресурса? А на компрессионных кольцах хромирование вообще широко применяется. А уж внутри-то температурка куда выше, чем вокруг 100 градусов на рокербоксах, плюс постоянные фрикционные нагрузки. Да и хром с кожухов выпуска что-то от температуры не слезает и не меняет даже цвета - а там-то тоже нагрев будь здоров. Если рокербоксы еще можно потрогать даже после длительной работы, то к кожуху прилипаешь на раз сразу со второй степенью ожога.
Alex_Ch писал(а):Ресурс покрытия 7-8 лет
ты правда не видел 20-25 летних мотиков с совершенно целым хромом на моторе?