
Все начиналось так:


Дорога по М4 до Минвод - ничего особенного. В Ростове-на-Дону машин стало еще больше; обход Лосево-Павловска так и не построили; раздолбанный участок в районе Кропоткина сократился вдвое - теперь осталось около 50 км зубодробилки.
После Минвод - поворот на тупиковую 100-километровую дорогу "Баксан-Терскол". Начинаются горы.

В отделении погранслужбы села Верхний Баксан получаю пропуск в погранзону (заказывается на госуслугах).

Сразу лезть высоко нельзя - нужна акклиматизация. Еду в альплагерь Уллу-Тау. Дорога упирается в скалу, на которой сделан лифт. Поднимаюсь наверх.


После лифта контроль документов и грунтовая дорога.

Завтрак с видом на горы и 2 дня с радиальными выходами до 2700 м.




Дальнейшая акклиматизация сорвана поломкой лифта. Ждем, пока хмурые мужики заменят какие-то подшипники. Внеплановый день отдыха.

Потом - подъем до обсерватории (около 3000 м) и на Чегет (3500)






Дальше - выше. Переселяемся в вагончики на склоне Эльбруса. 3800.


Выше лежит снег, надеваем кошки.

Вот эта россыпь камней гордо называется "скалами Пастухова". 4600.


День отдыха и подгонки снаряжения.

Это НЕ мы

Подъем и старт затемно. Склон горы уже мерцает от света фонариков. Искренне восхищаюсь людьми, которые идут пешком от "приюта-11". Наша подготовка не позволяет и думать об этом - первую половину пути едем на ратраке.
Рассвет на высоте 5 тыс.м. Горизонт завален - идет поземка, снимаю вслепую.

Начало "косой полки". Инструкторы принимают решение идти в связке.




Седловина между двумя вершинами Эльбруса (5300), короткий привал и чай с печенками.


Дальше - самостраховка ледорубом. Недостаток кислорода не позволяет двигаться быстро. Инструктор задает темп "для чайников": 1 шаг на 3 вдоха.

Это западная вершина. 5642м. Она выше восточной на 21 метр, поэтому все прутся именно сюда. Самая высокая точка Европы.

Облачно. Поэтому вместо вот такого вида вокруг - белое молоко.

Организм упорно ведет себя так, как будто получил 2 по 200 честного коньяка. Причем похмелье наступает одновременно с эйфорией.
Еще привал и спуск вниз.


Вечером начинается гроза. Наблюдать ее из окна вагончика уютно и благолепно.


На следующее утро над горой ясное небо (вопреки всем прогнозам). Что ж, пусть с погодой повезет тем, кто идет за нами. А мне пора вниз.


На обратном пути решаю посмотреть на Эльбрус с другой стороны. По прямой расстояние 18 км. По дорогам получается 300 км. Нужно доехать до Кисловодска, а затем по вновь построенной дороге до долины Джылы-Су. Дорога идет по местам, где ранее не было никакой цивилизации, подверглась асфальтированию пару лет назад и ее еще не успело смыть оползнями и прочими катаклизмами. Дорога упирается в подножие Эльбруса, в тот район, откуда в 1829 г. было совершено первое восхождение на Эльбрус.



Вот так из земли идет теплый нарзан. Вокруг разбит стихийный палаточный лагерь - народ занимается самолечением.

На обратном пути. Все мили мои.
