Часть – 3
ПАМИР.
Обновленные мотики резво бегут в горы. Завораживающе быстро увеличивается высота на экране навигатора, вот пять минут назад было 1200 м, а сейчас уже 1600, потом 1800. Погода радует, и позволяет надеяться, что пройдем памирский тракт посуху.
По дороге нас какое-то время сопровождает компания байкеров из Оша. Останавливаемся в какой-то деревеньке попить воды и они тоже. Поболтали, познакомились. Общее фото. Среди них узнаю механика Патрика, который делал мне тормоза – респект тебе дружище!
Часам к четырем дня заезжаем в Сары-Таш. Есть заправка, но на ней только 80-й бензин. Рус льет в КТМ. Из селения открывается вид на Памир. Погода явно портится, все горы в тучах, а учитывая высоту гор – там идет снег. Само село находится на высоте 3400 м. над уровнем моря, так что высота вполне себе ощущается одышкой при любом физическом действии.
От селения идет асфальтовая дорога до строения, похожего на блок-пост от которого вправо идет дорога, видимо на Душанбе – короткая, а влево, собственно сам Памирский тракт.
Еще 10 км асфальта разной степени убитости, причем убитость явно повышается ближе к концу дороги. Ну мы же мотокроссом занимались! Нам такие ямы по плечу и …
Метров за тридцать до начала гравийки, уходящей круто в горы притормаживаю, и, как оказалось, вовремя. Передок начинает жестко болтать, зажимаю задний тормоз, чтоб хоть как-то стабилизировать мотик. Удается, останавливаюсь. Пробито переднее колесо. Твою мать!!! Время полпятого, были мысли сегодня пройти границу, и, может быть, добраться до Мургаба.
Ремарочка – Бог все-таки есть. Как хорошо, что было пробито колесо и мы заночевали в более-менее приличных условиях, а не в палатке на 4200 возле дороги.
Впереди простирается Памир. Зрелище завораживает.
Снимаем переднее колесо, начинаем бортировать. Высота дает о себе знать. Каждое усилие сопровождается одышкой, в голове стоит звон и тяжесть – неужели горняшка подходит? У всех подобные симптомы. Старая камера вылезает без проблем – пробита напротив соска от удара об кромку ямы. Надо было не слушать никого, а брать усиленные 4мм камеры. Вставляю новую камеру, начинаем закрывать и… оп, пробили камеру монтажкой. Да, бортировщики из нас еще те. Благо в Сары-Таше есть шиномонтаж. Рус грузит колесо на КТМ и едет в поселок.
Погода портится, временами идут мелкие дождики. Леха пытается натянуть дождевик-комбинезон, но бросает это дело из-за одышки.
Тут подъезжают на осликах двое детей лет 10-12. По русски практически не говорят – смесь киргизского и английского. Даем им сникерс, а они, видя как пыхтит Леха, дают ему какую-то травку и жестами показывают, что ее надо нюхать. Пробую тоже – и правда, становится полегче.
Думаю таблетки пить от горняшки еще рановато.
Часа через два подъезжает Рус с колесом. С матюками и пыхтением ставим колесо и решаем возвращаться в Сары-Таш на ночь. Супер правильное решение. Едем по битой дороге аккуратно, объезжая все ямы по возможности. Еще одно пробитое колесо сейчас совсем не кстати.
Рус в Сары-Таше нашел постоялый двор, где можно переночевать, поесть, и оставить мотики.
Классический Вэлкам-дринк в Сары-Таше.
Что-то меня последние два дня несколько утомили. В магазинчике покупаем бутылку водки и колбасы. Из поесть лагман и кусок жесткой вареной баранины.
Темнеет и холодает. Вдруг стук в окно и вижу через стекло человека в мотошлеме – здорово!!! Оказалось ребята, тоже москвичи вернулись с Памира. КТМ 1190 и Фыджер!!! Какой удар по самолюбию!!! На Фыджере памирский тракт!!! Ну так за стол и куча вопросов – как дорога, границы, бензин. Ребята говорят, что дорога нормально, но у нас сильно перегружены моты. Фыджер все проехал, просто медленно. Бензин везде есть. Единственная проблема – разрешения на посещение Горного Бадахшана. Парни ехали из Душанбе и у них все было, а мы едем в обратную сторону и у нас ничего нет. Говорят, что их проверяли раз пять и что вроде, кого-то даже завернули с полпути. Делать нечего, не поворачивать же назад. Завернут, так завернут.
Рус отхватил себе отдельную комнату, а мы все легли в общей. Полночи не спал. Как же гад Леха храпит!
Утро порадовало незначительным улучшением погоды. На завтрак чай с лепешкой, недолгие сборы. Сливаем ребятам 10 литров бензина – нафиг лишнюю тяжесть тащить в горы. Последние напутствия и снова мотоциклы глотают километры дороги.
Битый участок едем аккуратно, вот и грунтовка. Переключаю режим подвески на эндуро и вверх, вверх, вверх!
Километров через 10 граница Киргизии, отметки в паспортах, запись в амбарной книге и через 18 км Таджикистан.
Гравийка закончилась, начался глинистый грейдер. Несмотря на погоду дорога сухая и это внушает оптимизм. Около дороги памятник барану – по другому не назовешь.
Высота говорит сама за себя.
Все-таки хорошо, что заночевали в Сары-Таше – хоть какая-то акклиматизация.
Вот и Таджикская граница. Таджики собираются вокруг мотиков. Все доброжелательны, предлагают чай, пока нас оформляют на границе.
Дышать тяжело, ходить тяжело, как они здесь живут месяцами и работают, что-то строят?
Прошли границу, дальше дорога спускается в долину с преобладающей высотой 4200. Слева тянется граница с Китаем – частые столбы с колючей проволокой – занимательно. Временами выглядывает солнце и даже участками появляется подобие асфальта.
Проезжаем озеро Караколь – на такой высоте все впечатляет.
Фоткаемся на одном из перевалов 4300-4500. Временами идет мелкий снег.
Грунтовка различной убитости сменяется гравийным грейдером. Пока ничего особо эндурного нет, все идется ходом и не плохим. По грейдеру прем около 80 км. в час.
Очередной грунтовый серпантин и на одном из поворотов замечаю известный щит – начало перевала Ак-Байтал – высшая точка Памирского тракта – 4660 м. Но дорога идет вверх, так что щит мы проскакиваем. А вот и сам Ак-Байтал.
Выше нас только вершины Памира с китайской и таджикской стороны. Останавливаемся, слезаем с мотиков – фоткаться.
Каждое усилие вызывает одышку на 2-3 минуты, голова тяжелая и побаливает – легкая степень горняшки. Все, фотки сделаны, теперь вниз. Все-таки к 4000 мы уже привыкли более-менее.
Вот и Мургаб – кишлак и кишлак, есть заправка, которая представляет из себя девчушку лет 13, притащившую две десятилитровые канистры с бензином. Пробую на палец – вроде не газолин, нет белого налета, да и пахнет нормально, и прозрачность присутствует. Делать нечего – льем в баки.
Погода совсем наладилась. В Мургабе полно иностранцев – всяких пешеходников и велосипедчиков. Время детское, так что решаем тянуть до Хорога.
Снова выруливаем в долину, опять гравийный грейдер, временами даже асфальт. Посреди долины вагончик и шлагбаум. Выходит человек в форме. Ну, думаю, сейчас начнется канитель с разрешениями. Болтаем о том, о сем – кто, откуда, как шли, как жизнь. Вот шлагбаум поднят, документы даже не спросил – пронесло!
Пилим дальше – задача на сегодня доехать до Хорога, где нас должен встречать человек по имени Бахром.
А вот и давно обещанное эндуро. Крутой песчаный подъем с поворотами, на одном из которых сломался грузовик. Между стеной и грузовиком еле проходит легковушка. Иду последним. Заход битый, значит только на газу. Вторая, разгон. Мать, мать, мать, Леха притормаживает на заходе. Оттормаживаюсь почти до остановки, получаю шприц песка от Лехи и заваливаю мот.
Подбегают водилы, помогают поднять. А тут выезд наверх перегородила легковушка, которая, к тому-же, заглохла и не заводится. Всей толпой с водилами выталкиваем мотик через это песочное угольное ушко. Сверху подходит Рус и говорит, что слева большая яма. Склон, песок, первая, полная дыра, правее, еще, еще, все – выскочил. Впереди стоит Леха и цепляет к себе оторванный кофр и куски пластика обшивки БМВ – Рус яму проскочил ходом с прыжком, а Леха туда влетел по полной.
У меня оторвано правое зеркало. Прилепляю его скотчем, чтобы не потерять.
Слева к дороге подходит река – Пяндж. На той стороне Афганистан. На телефон приходит СМСка от МТС – Добро пожаловать в Афганистан. Не думал я, что опять буду в этих краях.
Временами асфальт перемежается раздолбанным гравием. Начинаются какие-то селения – вот и Хорог. Останавливаемся, набираем телефон Бахрома. Говорит езжайте дальше до ресторана. Офигеть! Доезжаем почти до ресторана момо большого отделения местной милиции – нам машет милиционер – мол стойте, давайте документы. Подходит сильно хромающий человек – это и оказывается Бахром. Менты тут же оставляют нас в покое. Бахром показывает куда свернуть и поставить моты.
Пока переодеваемся Бахром приносит нам пива, офигеть!!! Традицию не будем нарушать – Вэлкам-дринк.
Вечером стандартный набор – шашлык из баранины, плов, лагман. Утром, соответственно, имодиум.
Леху размещаем спать возле телевизора на улице, на помосте, застеленном коврами, сами спим в комнате. Лехин храп не лечится, а выспаться хочется.
Общее ощущение, что самое сложное мы уже прошли.
Ремарочка – как же я ошибался.
Утро красит нежным светом… Не знаю, что оно там красит, но с каждым днем вставать становится все труднее. Общая усталость уже ощутимо дает знать о себе. Даже вполне крепкий сон не восстанавливает силы полностью.
Привычные сборы. Бахром сказал, что регистрацию делать не надо, да и три дня как мы в Таджикистане еще не истекли. Спрашиваю, сколько должны за ночлег и еду – примерно 1000 рублей за всех на наши деньги. Оставляю две. Бахром хороший человек.
Снова едем вдоль Пянджа. Река становится мощнее и шире, а дорога все хуже – раздолбанный грейдер. Причем в поселках, которые изредка проезжаем, раздолбанность превышает всякие пределы. Дома они из дороги что-ли строят?
И вдруг выскакиваем на абсолютно ровный асфальт. Неужели все закончилось? Эндуро-то наелись. Красотища! Лупим 140-150, настроение прекрасное!
На одном из поворотов Леха передо мной начинает оттормаживаться, но причин не вижу. Подъезжаю – спустило переднее колесо. Хрень какая-то, по асфальту прошли уже десяток километров. Достаем компрессор, пробуем накачать – безрезультатно, держит 1.5 не больше. Понятно – пробой.
Ставим мот на центральную подножку. Достаю инструменты и даю Лехе, пусть снимает колесо. Ничего там хитрого нет, справится. Рус упилил вперед и есть ощущение, что у него кончился бензин.
Беру канистру с бензином и еду дальше. Километров через пять встречаю Руса. Точно, бензин кончился, но у него оставалось в канистре литра полтора. Заливаем бензин в КТМ и возвращаемся. Колесо снято. Моя очередь ехать в шиномонтаж. Цепляю колесо, выливаю в бак еще 5 литров бензина и погнали наши городских.
Дорога радует ровным асфальтом и пейзажами. Включаю камеру на каске. Внизу бушует Пяндж с водой цвета кофе с молоком, видать где-то в горах идут дожди. На том берегу временами вижу караваны ишаков, что-то куда-то везущих, а вокруг вздымаются величественные горы. Именно вздымаются. Снижаю скорость до 80, а то прям как-то жутковато становится. Я такого не видел ни в Альпах, ни на Кавказе.
Дорогу перекрывает пост милиции. Останавливаюсь, выясняю, что километров через тридцать, вроде, есть что-то подобное шиномонтажу. Мне открывают шлагбаум и не спрашивая никаких документов, пропускают.
Километров через десять асфальт кончается. Сначала привычный грейдер, а потом дорога резко уходит вверх под хорошим углом, а гравий превращается в мелкий красный песок, почти пыль, с немаленькими выбоинами в полколеса. Первая передача, в стойке и ручку до упора. Движок аж звенит от натуги. Выскакиваю наверх с поворотом, еле разминувшись со встречной фурой. Опять грейдер и таджикские дети на обочине, продающие деревянные четки. Грейдер серпантином спускается в долину с почти пересохшей рекой. Определяю брод – можно пройти змейкой слегка замочив колеса. Весной здесь, наверное, трэш и угар.
Еду дальше, тот же грейдер, но дорога здорово расширяется, мост, за мостом даже строительная техника работает – делают дорогу. Слева вижу какой-то гараж и магазинчик. Заруливаю. Возле мотика тут же собирается толпа любопытных. Спрашиваю, смогут ли сделать колесо – да без проблем. Пока хожу за водой в магазин, колесо уже готово. Отлично. Звоню Русу, пью воду – жара под сорок. Весь в красной пыли по пояс. Поехали обратно. Вниз всегда легче чем наверх.
Тот же прекрасный асфальт, пост милиции – опять сколько жрет, прет, стоит. Пропускают. Двадцать минут и парни уже ставят колесо, а я пью холодную воду из родника неподалеку и умываюсь. Надеюсь, наши злоключения на этом закончились.
Дальше едем опять втроем. Менты на посту уже сразу открывают шлагбаум, даже не останавливаемся. Снова тот же грейдер. Я пойду его уже третий раз. Прошу парней, чтобы пустили вперед, так как я уже подустал. Помню, что когда спускался, слева было поровнее. Говорю ребятам и опять, стойка, первая, полный газ. Второй раз проще, да и встречной фуры нет.
Жду ребят, подъезжают. Рус материт Леху за то, что он чуть не убрался на подъеме не газуя, и за то, что ехал не в стойке, а полусидя. Говорит, что его переставляло так, что думал – уберется.
Подъезжаем к броду. И тут Рус говорит, чтобы я включил камеру, он ломанет напрямую для эффектных кадров. Кадры действительно получились эффектными – брод оказался глубиной по пояс. От удара воды Руса скинуло с подножек и он практически повис на руле, соответственно открыв газ на полную. Мот перелетает дорогу и вламывается вместе с Русом в какие-то кусты с валунами. Писец.
Проходим брод змейкой, подъезжаем. У Руса разбита левая рука и сильно опухает. Похоже перелом кисти. Два пальца не работают. Останавливаем кровь, забинтовываем руку. Большего мы сейчас сделать не можем.
Поднимаем мот. Визуально он почти не пострадал, добавилось несколько новых царапин, но они только украшают эндуро-мотоцикл. Оттаскиваем мешающие валуны, Рус садится и пытается выехать, но мотик ни с места, хотя заднее колесо зарывается в землю. Заблокирован передок. При внимательном осмотре выясняется, что погнут один из передних тормозных дисков и его заклинило в суппорте. Вывешиваем колесо, снимаем, откручиваем тормозной диск с диском АВС. Придется Русу пока ехать без переднего тормоза.
Какая-то задница. Ну со сломанными пальцами ездить не привыкать по мотокроссу. Все равно здесь стоять бессмысленно.
Едем потихоньку дальше. Рус первый, я замыкающий. Жара и клубы пыли. Дорога опять раздолбанным грейдером лезет вверх серпантином. Надо быть очень аккуратным, чтобы случайно на повороте не вылететь под встречный грузовик или джип, которые гоняют по этой дороге в качестве такси.
Постоянно приходится протирать очки – забиваются пылью.
Теперь проблемы у Лехи – мот наелся пыли и временами начинается цветомузыка на панели приборов, а мот просто глохнет. Так и едем – на матюках и морально-волевых.
На очередной остановке замечаю, что у меня сильно перекошен топ-кейс – ослабли крепления от тряски и прыжков. Притягиваю топ-кейс к раме мота ремнями. Через несколько километров отрывает топ-кейс у Лехи – он резко тормозит, а я не могу и проскакиваю мимо, потому что у меня на спине лежит отвязавшаяся дорожная резина от мота. Потом у Руса отрывает топ-кейс и он разбивает задний фонарь. Твою мать!!! Когда же это кончится!!!
К часам пяти вечера доезжаем до большого села, от которого, по рассказам местных уже идет асфальт до Душанбе. Есть даже заправка! Заезжаем. Пока заправляемся вокруг привычно собирается толпа. Привычные вопросы. Нас приглашают в гости. Очень хочется согласиться, так как сил практически не осталось. Смотрю на товарищей, если и у меня такое же лицо – покрытое толстым слоем пыли с дорожками пота. Да, краше в гроб кладут.
Надо ехать – нас ждет Фархад в Душанбе, там отдых и ремонт мотоциклов.
На выезде из деревни на посту милиции у нас впервые за весь Памир спрашивают разрешение на посещение Горно-Бадахшанской области, которого у нас нет. Состояние у нас абсолютно пофигистичное – ну нет, так нет. Выходит командир, опять сколько жрет, прет, стоит, откуда, куда. 15 минут беседы и нас пропускают – все равно мы уже без всяких разрешений все проехали.
Дальше хороший асфальт. Красивейший серпантин, начинает появляться транспортный трафик. Иногда включаю камеру. Проезжаем то-ли озеро, то-ли водохранилище – очень красиво смотрится бирюзовая вода в желтых скалах.
В темноте въезжаем в Душанбе и сразу за въездной аркой (в Азии почти у всех городов и городков такая есть – зачем – не знаю) останавливаемся за постом ГАИ. Звоним Фархаду – подъедет через 15-20 минут.
Можно пока расслабиться, попить воды и осознать, что МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!! МЫ ПРОШЛИ ПАМИРСКИЙ ТРАКТ!!!
Подходит гаишник, ну, думаю, сейчас начнется – документы, здесь стоять нельзя… Спрашивает откуда и куда, начинает восхищаться мотиками, спрашивает как нам Таджикистан, а в конуе оставляет свой телефон и предлагает завтра вместе побухать в каком-нибудь ресторане, причем за его счет. Сказать, что мы офигели, значит ничего не сказать. Впервые мне гаишник на дороге предложил побухать!!!
Вот и Фархад подъехал. Едем к его механикам, там оставляем моты, переодеваемся и идем на квартиру, которую нам любезно предоставил Фархад. Быстро помыться и отмечать взятие Памира с Фархадом в ресторане.
Дальше нас ждет отдых и путь в Прекрасные города Средней Азии – Самарканд и Бухару.
Жизнь прекрасна!!! Ничто не предвещало проблем.
Продолжение следует.